Версия для слабовидящих
Охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды

Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды

Экологическое законодательство Российской Федерации

Одной из причин негативных экологических тенденций в России является несовершенство правового инструментария. Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что вкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды. Намечаемый на ближайшее время рост производства может значительно ухудшить экологическую ситуацию в силу наличия как минимум двух негативных тенденций: природоемкости традиционных российских технологий и столь же традиционной экстенсивности хозяйствования.

Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонарушениях, экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.

Каждое экологизированное правовое предписание Уголовного кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нужным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружаю- щей среды.

1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты.

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

  2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).

  3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.

  4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Блок законопроектов по экологической безопасности.

  1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.

  2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.

  3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.

  4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.

  5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.

  6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).

  7. Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.

  1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).

  2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.

  3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.

  4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Блок законопроектов по природным ресурсам.

  1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.

  2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.

  3. Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).

  4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).

  5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.

  6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.

  7. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.

  8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.

  9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).

  10. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.

  11. Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.

  12. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.

  13. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.

  14. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.

  15. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.

  16. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).

  17. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

Законодательство Российской Федерации в области экологической информации

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное

  • природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;

  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

  • нормирование в области охраны окружающей среды;

  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;

  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

  • научные исследования в области охраны окружающей среды;

  • основы формирования экологической культуры;

  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21ноября2011года №323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Немаловажную роль играют нормативные правила —санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.


 
Информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов
 
Органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности, и согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляют деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
 
В целом экологическая ситуация на территории МО «Волошское» благоприятная. На территории муниципального образования отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
 
Основными источниками загрязнения окружающей среды в муниципальном образовании являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (далее ТКО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий.
 
Решена проблема сбора и утилизации бытовых отходов. На территории муниципальном образовании установлены контейнерные площадки для сбора ТКО. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор.
 
Автотранспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Его выбросы оказывают негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха жилых зон, а также являются источниками загрязнения сельскохозяйственных земель вдоль автомобильных дорог.
 
На территории муниципального образования имеется: реки, пруды, 2 скважины, водопровод, колодцы, снабжающие население чистой питьевой водой. Запасов подземных вод достаточно для обеспечения чистой водой жителей всех населенных пунктов муниципального образования.
 
Администрацией сельского поселения проводятся месячники по уборке территорий населенных пунктов весной и осенью. Проводится разъяснительная работа с населением по вопросу обращения с ТКО: о запрете сжигания, нелегального размещения мусора, о негативных экологических последствиях.

Сами граждане также, имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды: оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы местного самоуправления с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы, а также обращаться в органы местного самоуправления о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране (п. 2 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

На территории сельского поселения химически-опасных, радиационно-опасных, биологически-опасных объектов нет.

На территории сельского поселения гидродинамических объектов нет, магистральных газопроводов нет, нефтепроводов нет, продуктопроводов нет.

Рисков возникновения землетрясений нет.

На территории сельского поселения пещеры, рудники, шахты и другие горные выработки отсутствуют.

На территории сельского поселения лавиноопасные (селеопасные) участки отсутствуют.


Организации сбора и определении мест первичного сбора и временного размещения ртутьсодержащих ламп на территории МО Волошское сельское поселения Коношского муниципального района Архангельской области 

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации № 2314 от 28.12.2020 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержден Порядок организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории МО Волошское сельское поселения Коношского муниципального района Архангельской области.
Определено место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп - отдельно стоящее строение у здания администрации МО Волошское сельское поселение по адресу Архангельская область, Коношский район, п. Волошка, ул. Советская, дом 16 для следующих потребителей ртутьсодержащих ламп:

- физические лица, проживающих в частном секторе на территории МО Волошское сельское поселение;

- собственники, наниматели, пользователи помещений в многоквартирных домах, в случае когда организация мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314, не представляется возможным в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Утвержден график работы места сбора отработанных ртутьсодержащих ламп для потребителей ртутьсодержащих ламп, указанных в п.4. настоящего постановления- последний понедельник каждого месяца с 09:00 до 13:00.

Рекомендуем руководителям предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обращение с ртутьсодержащими отходами, руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением (прилагается).

Руководителям управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме организовать места для сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп от населения и их передачу оператору по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению отработанных ртутьсодержащих ламп на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности. Информировать жителей многоквартирных домов о месте, времени работы приемных пунктов отработанных ртутьсодержащих ламп.

Постановление от 17.12.2021 № 48 Об организации сбора и определении мест первичного сбора и временного размещения ртутьсодержащих ламп на территории МО Волошское сельское поселения Коношского муниципального района Архангельской области


Перечень объектов недропользования

Земельные, лесные, водные ресурсы

Промышленного значения запасы древесины не имеют, однако могут использоваться для заготовки и переработки предприятиями малого бизнеса, индивидуальными предпринимателями, а также как источник дровяного топлива для домов с печным отоплением. По территории поселения протекают 2 реки – Волошка и Вандыш. Озер на территории поселения нет.

Охотничье-промысловые ресурсы

Этот вид ресурсов поселения недостаточно изучен. Оценки биологических и эксплуатационных запасов ягод, грибов и лекарственных трав не производилось. Однако по данным опроса населения можно сделать вывод, что ежегодно в осеннее – летний период производится сбор дикоросов населением как для нужд личного потребления, так  и для сдачи закупщикам  в целях дальнейшей промышленной переработки. Переработка на территории поселения не ведется. Из разрешенных к охоте видов животных и птиц на территории поселения обитают: заяц, тетерев, куропатка, рябчик, утка. Однако численность невелика и охота на указанные виды промысловых животных носит любительский характер, поэтому бюджетной и экономической значимости эксплуатация данного вида природного ресурса на сегодняшний день не имеет. Лов рыбы для собственного потребления осуществляется жителями поселения как на реке Волошка, так и на реке Вандыш, а также с выездом за пределы территории поселения.

Рекреационные ресурсы

В поселении отсутствуют сколько-нибудь значимые рекреационные ресурсы – нет крупных или живописных рек и водоемов, лесных массивов, пригодных для целей организованного отдыха и туризма. 
Получить информацию о состоянии окружающей среды, в том числе  лесов, атмосферного воздуха, водных объектов, по обращению с отходами, содержанию животных и сообщить сведения о нарушениях природоохранного законодательства можно обратившись в администрацию муниципального образования «Волошское» Коношского муниципального района Архангельской области  по адресу: 164051, Архангельская область, Коношский район п.Волошка, ул.Советская, 16  или по телефонам: 8(81858)2-36-35, 2-36-36.

 

Дата создания: 08-08-2023
Дата последнего изменения: 09-08-2023
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: